Театральный альбом

5 фактов об авторе «Волшебника Изумрудного города»

Узнаём Александра Мелентьевича Волкова – автора «Волшебника Изумрудного города» – прекрасной детской (такой ли уж детской?) книги, ставшей основой для спектакля Галины Бызгу в «Мастерской».

В 1939 году был издан «Волшебник Изумрудного города». Страшила, Гудвин, девочка Элли, Тотошка, Храбрый Лев и Железный Дровосек полюбились и детям, и взрослым – книгу буквально сметали с полок.

В конце 1930-х годов математик Александр Мелентьевич Волков стал изучать английский язык и для практики решил перевести на русский язык сказку «Мудрец из страны Оз» американского писателя Фрэнка Баума.

Первыми читателями сказочного триллера стали сыновья Александра Волкова. Им настолько понравилась история о приключениях Элли и ее друзей, что они стали требовать продолжения. Так было положено начало литературного пути писателя Волкова, и в последующие пятьдесят лет на прилавках книжных магазинов хитом продаж неизменно оставался «Волшебник Изумрудного города» и пять книг его продолжений.

В 2014 году томичи установили в городе памятник персонажам сказки «Волшебник Изумрудного города», а в педагогическом институте открыли музей «Волшебная страна», где хранятся личные вещи писателя.

1. Сибирский самородок


Будущий автор «Волшебника Изумрудного города» родился в конце XIX века в городе Усть-Каменогорске. В 1907-м он поступил в Учительский институт в городе Томске и уже спустя три года получил диплом с правом преподавания всех школьных предметов. Почти полвека Волков посвятил педагогической работе: начал ее учителем начальной школы, а закончил доцентом математики московского вуза.

В своих мемуарах Волков писал: «Всем, чего я достиг в жизни, может быть даже и своим долголетием, я обязан тому, что в глубине Сибири на берегу быстрой Томи стоит город Томск. Земной поклон ему за это! Милому, старому городу».

Александр Волков на рыбалке

2. Историк и сказочник


Первый роман Александр Волков начал писать в двенадцать лет, а уже в 1916-м провинциальные журналы стали печатать его первые рассказы. В творчестве он чаще всего обращался к истории, и, начиная работу над книгой, штудировал архивные документы и научные труды.

Одна из первых детских книг на историческую тему – «Чудесный шар» (1940) рассказывает о купеческом сыне Дмитрии Ракитине, который в XVIII веке был заключен навечно в крепости, где изобрел первый в России воздушный шар. В книге «След за кормой» (1960) рассказывается об истории мореплавания: от первобытных времен до легендарных походов викинга Лейфа Эрикссона. В романе «Скитания» (1963) он пишет о детстве и юности Джордано Бруно.

Волков обращался и к современным темам, описав в «Путешествии в третье тысячелетие» (1960) строительство Волго-Донского канала, а также занимался популяризацией науки и хобби (в частности, рыбалки) среди школьников.

В «Волшебнике Изумрудного города» Александра Волкова и её продолжениях главной стала тема свержения тирании, как и в других детских книжках того времени – «Трёх толстяках» Юрия Олеши и «Приключениях Чипполино» Джанни Родари.

3. Политический триллер


По мнению литературоведов «Мудрец из страны Оз» Баума был ловко замаскированной политической сатирой, как и некоторые известные классические произведения, например, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта или «Божественная комедия» Алигьери Данте.

Железный Дровосек олицетворял собой рабочих, от которых индустриальное общество требовало нечеловеческих усилий, превращая людей в роботов. Страшила воплощал собирательный образ фермера, Лев - армейский уклад, Мигуны и Жевуны – беспечных американских обывателей, а Летучие Обезьяны – агентов знаменитого сыщика Пинкертона...


4. Зелёные очки


Любопытно, что одна из главных коллизий книг и Баума, и Волкова – тема обмана зрения: те самые зеленые очки, которые обязаны были носить все жители и гости Изумрудного города. Мало кому известно, что «зеленые очки» впервые появились в раннем скетче Баума для газеты «Пионер Дакоты». В скетче у бедного фермера интересуются, есть ли корм для скотины? «Нет, – отвечает фермер, – но я придумал надевать коровам зелёные очки и кормить их опилками».


5. Прямая речь


Дети писали Александру Волкову тонны писем с просьбами рассказать: что же случилось с героями дальше? И он загорелся желанием придумать продолжение. Некоторые эпизоды будущих книг Волков видел во сне, и вставал ночью, чтобы записать приснившуюся историю.

Уже будучи в преклонном возрасте, он опубликовал открытое письмо:

«Сказок об Элли больше не будет. Мои юные читатели, Вы забываете, что Элли растет, как и Вы сами. В раннем возрасте волшебные путешествия не очень вредили учению Элли, но представьте себе, что, начиная хотя бы с третьего класса, Элли будет ежегодно отсутствовать в школе по четыре, пять месяцев, а потом явится и преспокойно скажет: «Я была в Волшебной стране! Там опять случились неприятности». Как посмотрели бы на это учителя? Вот почему, хотя мне, как и вам, жаль расставаться с Элли, но придется это сделать. Надо дать девочке дорогу в настоящую жизнь».


Однако Элли и её друзья продолжают жить в кино и на сцене – в том числе в нашем спектакле «Волшебник Изумрудного города».
А. Волков Авторы