При жизни автора и некоторое время после его смерти произведения Достоевского не появлялись на сцене. Почему?
Сейчас почти в любом театре можно найти хоть один спектакль по произведениям Достоевского. «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Подросток», «Двойник» – эти и многие другие книги классика инсценированы и истолкованы разными режиссёрами не один раз.
При жизни автора всё было не так. И на то существует несколько причин. Первая – пьесы Достоевского не сохранились. В начале 1840-х годов, во время учебы в Инженерном училище Санкт-Петербурга, начинающий писатель работал над тремя драмами – «Мария Стюарт», «Борис Годунов» и «Жид Янкель». Отрывки из произведений он читал своему брату Михаилу. Сегодня рукописи считаются утерянными.
Вторая – для того, чтобы поставить произведения Достоевского, требовалось новое актёрское амплуа – герой-неврастеник. Такие артисты появились в русском театре только в начале ХХ века.
Третья – был необходим автор спектакля, каким стал режиссёр, который мог бы перенести на сцену полифонический мир романов писателя. Должность режиссёра существовала в русском театре ещё с XIX века, но была связана в первую очередь с административной работой. Создателем же спектакля в эпоху дорежиссёрского театра считался драматург (автор пьесы) и/или актёр (автор роли).
Таким образом, постановка произведений Достоевского стала по-настоящему возможна только в XX веке – с появлением в России режиссёрского театра. Зато теперь мы можем наслаждаться спектаклями по романам классика в полной мере.