Представитель «дегенеративного», по определению фашистской пропаганды 1930-х годов, искусства (то есть – любого искусства, не стремящегося к однобокому, исключительно реалистичному изображению человека и его природы), Пауль Клее в своих художественных поисках был в разное время близок и к группе экспрессионистов «Синий всадник», и к Баухаусу – объединению архитекторов и дизайнеров, тяготевших в искусстве к функциональности и минимализму.
Однако, несуетливо двигаясь по собственному пути в живописи, Пауль Клее «перерос» оба направления, став родоначальником абстракционизма – направления, где предметы реального мира заменяются геометрическими фигурами и яркими цветовыми сочетаниями, которые вызывают сильные эмоции и ассоциации, будоражат фантазию зрителя, вовлекая его в процесс осмысления и сотворчества.
Узнаём с «Мастерской» и Эмилем Борисовичем как связаны теория эволюции, поэзия Мандельштама и абстрактная живопись Пауля Клее. Вглядываемся в его картины и внутрь себя.