© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2024, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом и оставляя персональные данные вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой в отношении обработки персональных данных
EN
RU
Театральный альбом

«Ромео и Джульетта»: взгляд психоаналитика

Попросили практикующего психоаналитика ответить на несколько наших вопросов и разобрать знаменитую трагедию Шекспира с медицинской и научной точек зрения.

– Можно ли назвать произошедшее между Ромео и Джульеттой любовью?

– Любовь — очень абстрактное понятие. В кабинете, по сути, не существует слова «любовь». Аналитик не может принять это «на веру» и всегда пытается понять, что за ингредиенты варятся в супе под названием «Любовь».

Я думаю, что можно найти в отношениях Ромео и Джульетты всё, кроме, пожалуй, диагноза. Патологической психиатрии в то время просто еще не существовало. Оставшиеся элементы, – «страсть», «влюблённость», «блажь», – я бы назвал агентами культуры, а если проще – ярлыками. Они помогают занять оценивающую позицию, найти объяснения, но при этом уводят нас от эпицентра конфликта. Именно конфликт, очень житейский, я бы даже не побоялся слова бытовой, лежит в основе знаменитой пьесы.

– Кто или что именно погубило Ромео и Джульетту?

– С одной стороны, герои Шекспира — подростки, переживающие пубертатный возраст, раздираемые бурной страстью, они отдались чувству без оглядки на мир вокруг.

С другой стороны, для них существует бремя смыслов, продиктованных культурой. Что такое быть Капулетти, что такое быть Монтекки? Долг следовать предписанию смысла бытия убивает их природу. Не вражда кланов, не родительское неодобрение, а конфликт между природным влечением и смыслообразующим предназначением убивает двух влюблённых.

– Могла ли повториться эта история в наше время (быстрых отношений, тиндера и пр.)?

– Для традиционного общества XVI века подобный конфликт и трагедия, им вызванная, стала вызовом тогдашним устоям. Манифестом человеческой природы, свободы выбора.
В 80-е годы XIX века Ницше говорит: «Бог мертв» и пророчит приход «сверхчеловека». Это означает конец традиционного общества. Конец эпохи, когда человек, рождаясь, попадал в среду, которая говорила ему, кто он, давала ответы на самые сложные вопросы.
Сын кузнеца рождался кузнецом, жил кузнецом, женился кузнецом, воспитывал детей кузнеца и кузнецом умирал. В современном обществе мегаполисов и космополитизма больше нет объяснительной базы, которая говорила бы нам, кто мы. Мы не верим в Бога. Мы и есть сверхлюди, так как раньше нам обо всем сообщала сила свыше. Бог и религия, традиции предков, обряды и суеверия, ритуалы инициации на каждом этапе жизни. Теперь функцию Бога мы должны взять на себя. Нам дано право определять, кто мы. Но знаем ли мы?

Психоанализ появляется тогда, когда культура больше не способна объяснить человеку, кто он и в чем смысл его жизни. Может ли произойти с нами то же, что с Ромео и Джульеттой сейчас? От каких смыслов нам нужно отказаться, чтобы перед нами стал выбор: любовь или смерть? Существуют ли такие смыслы? На этот вопрос каждый отвечает для себя самостоятельно.
У. Шекспир Записки Спектакли