Привет из «Мастерской»! В понедельник провели встречу-обсуждение по спектаклю «Антигона» в образовательном пространстве Doctrina et Nobiles. К сожалению, возможности протранслировать её и записать у нас не было. В целом, я, конечно, могла бы вам пересказать всё своими словами. Но лучше просто поделюсь небольшой подборкой цитат. Если вкратце, было очень эмоционально и ярко.
Максим Фомин, один из режиссёров, про Антигону: «Один из основных процессов, для Антигоны – утверждение в правильности своего решения похоронить брата вопреки указу Креонта. У неё есть интуитивное предчувствие, что она права, но в каждой сцене она сталкивается с альтернативной точкой зрения, с проверкой твердости своего намерения и верности своего выбора. И с каждой следующей сценой она все больше убеждается, что она все сделала правильно: после разговора с сестрой, после погребения Полиника и её задержания, после разговора с Креонтом и в момент, когда её уже ведут под стражей – она все больше и больше понимает, что она сделала единственно возможный выбор. В этом процессе она и приходит к себе настоящей, к освобождению».
Анастасия Стебнева, одна из исполнительниц роли Антигоны: «Злых людей нет, есть несчастные. Всегда есть надежда, что появится крупица разума и моя героиня, Антигона, надеется на это. Она действует из любви».
Цитата из рецензии Марины Дмитревской на спектакль «Антигона»: «Григорий Козлов давно говорит, что магистральная тема его театра – “как не скурвиться”. “Антигона” – сочинение на эту тему. Выполняй свой долг, завещанный от бога, а не закон дяди (имею в виду Антигониного дядю Креонта). Жесты скупы, в интонациях – ничего лишнего, трагедия успокаивает. Конечно, пьеса купирована, «гибнет хор» (он вообще убран), спектаклю не нужны строфы и антистрофы, спектакль идет немногим больше часа, что так не характерно для «Мастерской» и Григория Козлова. Вместе с Максимом Фоминым они, видимо, решили достичь лаконизма древнегреческого фриза. Чуть больше часа – этого как раз достаточно, чтобы внятно высказаться о законах власти и вечном нравственном законе».
Комментарий театроведа Андрея Кириллова: «Я бы отметил работу художника Николая Слободяника. Даже если все функциональные манипуляции-трансформации со столом, стулом и двумя «табуретами», исчерпывающими сценографию, придумали режиссеры и актеры. Но, думаю, все же, совместно. Это «функциональное» сокращение себя, введение себя в рамки выразительной формулы спектакля, характерное и для «Петруши» Габриа, дорогого стоит. А вообще спектакль, актуальный как высказывание, лаконичен, отчетлив и выразителен как высказывание художественное: по средствам, образам, методу, стилю. Даминеву не видел. Арефьева уступает исполнителям-мужчинам. Слишком «лично», «в себе» играет, хотелось бы крупнее. Но тем выразительнее и ценнее почти гротескное исполнение Креонта Фоминым. И самое ценное здесь эта ”репетиция”, когда он давится навязанным процедурой текстом, в который не верит, но который потом пафосно проповедует и которому соответствует по-полной. И Михаил Касапов очень хорош, везде классно с Фоминым взаимодействует, доигрывая его еще глубже и острее. Мой ровесник Григорий Козлов вместе с Максимом Фоминым поставили молодой по энергетике и энергичности спектакль. Молодой, актуальный, глубокий. Молодцы».
Цитата из рецензии Марины Дмитревской на спектакль «Антигона»: «Григорий Козлов давно говорит, что магистральная тема его театра – “как не скурвиться”. “Антигона” – сочинение на эту тему. Выполняй свой долг, завещанный от бога, а не закон дяди (имею в виду Антигониного дядю Креонта). Жесты скупы, в интонациях – ничего лишнего, трагедия успокаивает. Конечно, пьеса купирована, «гибнет хор» (он вообще убран), спектаклю не нужны строфы и антистрофы, спектакль идет немногим больше часа, что так не характерно для «Мастерской» и Григория Козлова. Вместе с Максимом Фоминым они, видимо, решили достичь лаконизма древнегреческого фриза. Чуть больше часа – этого как раз достаточно, чтобы внятно высказаться о законах власти и вечном нравственном законе».
Комментарий театроведа Андрея Кириллова: «Я бы отметил работу художника Николая Слободяника. Даже если все функциональные манипуляции-трансформации со столом, стулом и двумя «табуретами», исчерпывающими сценографию, придумали режиссеры и актеры. Но, думаю, все же, совместно. Это «функциональное» сокращение себя, введение себя в рамки выразительной формулы спектакля, характерное и для «Петруши» Габриа, дорогого стоит. А вообще спектакль, актуальный как высказывание, лаконичен, отчетлив и выразителен как высказывание художественное: по средствам, образам, методу, стилю. Даминеву не видел. Арефьева уступает исполнителям-мужчинам. Слишком «лично», «в себе» играет, хотелось бы крупнее. Но тем выразительнее и ценнее почти гротескное исполнение Креонта Фоминым. И самое ценное здесь эта ”репетиция”, когда он давится навязанным процедурой текстом, в который не верит, но который потом пафосно проповедует и которому соответствует по-полной. И Михаил Касапов очень хорош, везде классно с Фоминым взаимодействует, доигрывая его еще глубже и острее. Мой ровесник Григорий Козлов вместе с Максимом Фоминым поставили молодой по энергетике и энергичности спектакль. Молодой, актуальный, глубокий. Молодцы».
Полное погружение
А если вы, как и я, любите погружаться в тему глобально и находить исчерпывающие ответы на все-все вопросы, то вот вам несколько рекомендаций, к каким материалам можно обратиться, чтобы после пьесы Софокла всё было понятно:
- Комментарии Ж. Лакана к «Антигоне»
- Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа
- Исчерпывающий курс от Arzamas про Древнюю Грецию
- Рецензия Серафимы Чесноковой на «Антигону» в нашем Дзен-канале