© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2024, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом и оставляя персональные данные вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой в отношении обработки персональных данных
Поддержка по эл. билетам:
Закрыть
Театральный альбом

Театральный словарь: Билет

Как всё начиналось?


В Древней Греции, примерно в VI веке до н.э. театр задумывался как общественный институт и был открыт для всех свободных граждан. Именно поэтому античные амфитеатры такие большие (около 10 000 мест): все свободные граждане греческого полиса должны были иметь возможность присутствовать на празднествах в честь бога Диониса. Вход на представления был бесплатным. Однако театр, даже античный – дело затратное. Затраты на организацию представлений покрывали хореги (богатые граждане Афин) и касса зрелищ (или касса теорикон). Эта касса пополнялась за счёт «налогов» со священных земель, штрафов и пожертвований.


Места в театре распределялись согласно сословию. Чем выше социальное положение занимал человек, тем ближе он мог сидеть. Прямо в орхестре находились места сенаторов, первые четырнадцать рядов занимали крупные торговцы. На самых верхних местах разрешалось сидеть иностранцам и женщинам. Рабов в театр не пускали.


Вы уже, наверное, хорошо выучили вид и устройство античного театра, но мы нашли ещё одну хорошую иллюстрацию :)

В Древнем Риме театральные зрелища также долгое время были бесплатными. Театральная касса складывалась почти из тех же источников, что и греческий теорикон, плюс часть затрат покрывали эдилы (коллегии магистратов города) и преторы (это – одна из государственных должностей в Древнем Риме). Бесплатное посещение театров служило греческим и римским правителям одним из средств заручиться поддержкой народа и отвлечь их от политических событий.


Но огромную аудиторию театров нужно было как-то организовывать, иначе бедные зрители приходили к театру задолго до начала спектакля и занимали лучшие места, которые не полагались им по рангу. Для этого впервые плату за вход ввёл Перикл, однако, благодаря кассе теорикон, граждане получали государственные деньги, на которые могли приобрести билет. Билеты во времена античного театра представляли из себя жетоны (тессеры), на которых были указаны сектора – так удавалось сохранить и порядок, и общедоступность театра.


image

Традиция античных «контрамарок» была прекращена в IV веке до н. э., когда денежные запасы иссякли. С людей начали брать реальную плату за вход.

В Европе первые платные представления появились в Венеции в начале XVI века. В отличие от античных театров под открытым небом это были закрытые приватные залы с небольшим количеством мест, которые стали родоначальниками театра как коммерческого предприятия.


Как было в России?



Первый русский театр – «комедийная хоромина» царя Алексея Михайловича – был закрытым, придворным театром. Билетов туда не продавали, пускали строго по личным приглашениям, в основном, родню и придворных.


image

В 1672 году в подмосковном селе Преображенском, летней резиденции Алексея Михайловича, состоялось первое в России театральное представление – «Артаксерксово действо».

А вот «комедийная храмина» Петра I – наоборот. В дни представлений царь повелевал:
«смотрящим всяких чинов людям российского народа и иноземцам ходить повольно, свободно, без всякого опасения, а в те дни ворот … не запирать и с проезжих указной по верстам пошлины не иметь, для того чтобы смотрящие того действия ездили в комедию охотно»


Стремясь превратить театр в «народный дом», место общедоступное, Пётр I преследовал цель пропаганды близких ему идей.


В 1756 году Елизаветой Петровной была учреждена структура Императорских театров, которая началась с создания «русского для представления трагедий и комедий театра» в Петербурге. Спектакли в нём были платными и общедоступными.


image

Так началась история Александринского театра – первого Императорского театра в России

По городу рассылались афиши, которые гласили, что труппа Русского театра начинает свои выступления и пропуск будет по билетам:

«в партер и в нижние ложи билетам цена 2 рубли, а в верхние ложи рубль. Билеты будут выдаваны в доме, где Русский театр, на Васильевском острову в Третьей линии на берегу большой Невы в головкинском доме. Выдача билетов прежде представления кончится в четыре часа пополудни, а представление начнётся в шесть часов, о чем желателям оное видеть объявляется. Господские и прочие гражданские служители в ливрее ни без билетов ни с билетами впущены не будут»


Что было дальше?



Идея общедоступности театрального искусства была очень важна для Станиславского и Немировича-Данченко, когда они основывали Московский Художественный театр в 1898 году. Они хотели ставить высокохудожественные спектакли с лучшими актёрами и масштабными декорациями, при этом сохраняя максимально низкие цены на билеты, чтобы их мог купить любой человек.


Однако расходы на постановку спектаклей были столь высоки, что цены на билеты пришлось повышать – просто для того, чтобы театр продолжал работать. Постепенно «общедоступным» МХТ быть перестал, но даже полные залы и дорогие билеты не могли спасти великое, но частное театральное начинание. К счастью, появился Савва Морозов – купец и меценат, большой ценитель искусства и любитель театра, который долгие годы финансово поддерживал МХТ, что позволило Станиславскому и актёрам – творить, а Немировичу-Данченко (который исполнял обязанности директора) вернуть если не низкие, то хотя бы доступные цены на билеты.


Вот как выглядели билеты в МХТ времён Станиславского:


image

А так – контрамарки на спектакли Второй студии МХТ (1916-1924 гг.) Исторических изображений театральных билетов в интернете почти не найти, но их можно вдоволь порассматривать в Театральных музеях (например, в Петербурге на площади Островского – прекрасный музей Театрального и музыкального искусства)

Пример Московского Художественного театра (впрочем, как и всех остальных) доказывает, что репертуарные театры с постоянной труппой и регулярным прокатом не могут существовать без финансовой поддержки: государственной, спонсорской или меценатской. Расходы на поддержание работы большого творческого коллектива всегда превышают доходы с продажи билетов, как бы дорого они ни стоили.


А как сейчас?


Новые технологии подарили нам возможность покупать билеты онлайн: экономить бумагу, а также силы и время на дорогу до кассы театра :) Театральный билет, даже электронный, по-прежнему является бланком строгой финансовой отчётности, однако, возможно, он утратил свою памятную, историческую ценность: вряд ли простой белый бланк со штрихкодом сохранят в музее. Зрителям же на память о театральных впечатлениях остаются, в основном, печатные красочные программки и… публикации в соцсетях.

Когда-нибудь и они станут историей, но театр, кажется, будет существовать всегда. А это самое главное.
Письма Записки