Мне часто говорили, что зрители хотят больше узнавать про театральное закулисье, а я всё никак не могла найти ответ – что это? О чём рассказывать? Но, кажется, истории от работников театральных цехов – это именно оно. Закулисье обнаружено. Сегодня хочу познакомить вас с Татьяной Данашевской, заместителем директора по художественно-постановочной части и художницей многих спектаклей «Мастерской».
«Художник-постановщик – это часть команды, и, естественно, он выступает всегда тандемом с режиссёром. Его задача – создать художественную среду, которая будет состоять в дальнейшем из объёмных материальных объектов.
Начинается всё с того, что художник и режиссёр встречаются. Режиссёр с помощью каких-то референсов, картинок, образов, перечисления фильмов или идей рассказывает о том, как он видит этот спектакль и что в нём будет происходить, некую свою концепцию. После художник делает эскизы и макет, чтобы пространственно это решить, и спустя несколько встреч они доходят до финального варианта. После макет представляется театру, проходит „приёмку“ среди технических служб, которые думают над его реализацией, и дальше отправляется в работу.
После того, как все пожелания учтены, а габаритные чертежи и макеты сданы, начинается работа художников мастерских и театров в тандеме.
Театр рассказывает о своих ресурсах, мастерские предлагают решения сложных фактур. Художник утверждает все моменты художественной части. На этапе производства и вплоть до выхода на сцену это всё – его ответственность, то есть он максимально должен быть включён в процесс, понимать, что всё, что можно изменить, он должен изменить именно в этот момент.
Дальше происходит монтаж декораций. И начинается самый интересный период – выпускной, когда художник вроде как уже всё сделал, декорация уже построена, но для того, чтобы всё это „собралось“ в единую картинку, он продолжает дополнять её деталями, реквизитом. Любая вещь, появившаяся на сцене, проходит его оценку.
Интересно поговорить про „Петрушу“, в котором изначально была задача сделать спектакль без декораций. Вроде как, звучит как мечта любого технического директора, но для того, чтобы создать ощущение полной пустоты, пришлось придумать целый павильон. Как будто бы это такая простая концепция, но она имеет довольно сложное исполнение.
Если коротко рассказывать о моём опыте работы художником-постановщиком, то, конечно, это очень интересно – наполнять идею режиссёра художественным подтекстом, который работает независимо, то есть не является доминирующим элементом.
Ты создаешь такую среду, в которой идея режиссёра раскрывается. Мой первый опыт работы в театре – „Анна Каренина“, это было для меня удивительное событие, метафизическое. Режиссёр и актёры существовали в каком-то мире практически два года, я присоединилась к ним очень поздно, и больше ассистировала, чем придумывала пространство, но я почувствовала, что это – как своеобразная импровизация. Ни одна вещь не попала в этот спектакль случайно, как будто у каждой вещи не было выбора. Это удивительно, то, как создался этот вокзал, который „комната-жизнь-кинематограф-цитата-неуместный стаканчик-кровать-ванная“. Это всё превратилось в точное пространство».
Теперь вы знаете, чьими руками создаётся то невероятное пространство спектаклей «Мастерской», которое так сразу и глубоко погружает зрителей в предложенный мир.